Варвара Сапожникова                    БЫТЬ         гость номера
СОБОЙ                                                     ТОЛЬКО ЕЙ ГОВОРЯТ:  «ВЫ ТАК ПОХОЖИ НА JANIS JOPLIN»,  И ТОЛЬКО ЕЙ :   «О, А Я ВАС ЗНАЮ, ВЫ -  ДЕВУШКА С БОРОДОЙ. НА САМОМ ДЕЛЕ, НИКАКОЙ БОРОДЫ У НЕЕ НЕТ, ЗАТО ЕСТЬ ЛЮБИМАЯ ГРУППА, С КОТОРОЙ В ЕЕ ЖИЗНИ «НАЧАЛОСЬ ВСЕ».
ВАРВАРА САПОЖНИКОВА, СОЛИСТКА ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ГРУПП НОВОСИБИРСКОЙ РОК-ТУСОВКИ «ЖЕНЩИНА С БОРОДОЙ» О СЕБЕ, О МУЗЫКЕ, О ЛЮБВИ...
                                                                    СТИЛЬ; Ты могла бы сказать, что у тебя было счастливое детство?
В.С.: Конечно. Я была абсолютно счастливым ребенком. Знаешь, есть такое место - остров Сахалин. Я недавно там была и поняла одну вещь - там нужно растить детей, это идеальное место для этого. Если делать карьеру, искать работу, особенно денежную, тогда нет, там делать нечего, а вот дети... представь - море, лес. Там растут безумные люди. Безумные в смысле по-настоящему творческие. Я это говорю к тому, что именно там прошло мое детство. Сахалин - волшебное место, я уже 13 лет живу в Сибири, а все никак не могу привыкнуть к этой природе, мне все кажется, что здесь пусто, голо. То, что я выросла на сейсмостанции, среди четырех домиков, не могло не повлиять на меня. Родители мои - геофизики, я моталась с ними по всем экспедициям, шарахалась везде (смеется).

СТИЛЬ: А какая ты была, помнишь?
ВС.: Задавакой я была.

СТИЛЬ: Ты чаще была с друзьями или одна?
ВС.: Одиночкой я никогда не была. Скорее наоборот гиперобщительной. Сознательное одиночество - это другое, это нужно. А когда оно вынужденное - через день-два меня берет такая тоска.

СТИЛЬ: С чего началось творчество? Стихи, песни?
ВС: Задатки, по-видимому, были всегда. Я вообще думаю, что они есть у всех - просто у кого-то больше, у кого-то меньше выражены. Я помню себя в детстве еще - как прыгала перед зеркалом со щеткой для волос в руках - она служила мне микрофоном. Пела всегда, в ноты не попадала часто (смеется), но пела. Стихи писала, картинки рисовала. В отрочестве, когда первые «любови» случались... Все, как положено. Музыкального образования у меня нет, но мне это не очень мешает.

СТИЛЬ: Помнишь первый свой концерт?
ВС.: Еще бы. Это была <Черная вдова>. Первый раз вместе собрались полным составом. И «старички» (я и Борода), и «молодежь» (сын Бороды и одноклассники последнего). Это большое событие (смеется) заснято на пленку. Драйв, кайф... Песни, конечно, сырые, были. Исключительно театральное зрелище мы тогда из себя представляли.

СТИЛЬ: Был в твоей жизни момент, когда ты почувствовала себя звездой?
ВС.: Почувствуй себя Земфирой? - что-то из этой оперы, да? Был-был. Зимой всегда начинаю вянуть и сохнуть, поскольку я - типичный человек-растение, ...вот в одну из таких зим я чуть было не уехала в Москву, поскольку друзья-москвичи стали зазывать меня к себе. Возможность была - и работать, и петь. Настроение никакое, хотелось перемен, соответственно я в раздумьях - а не уехать ли. Работала тогда в частном издательстве, и как-то вечером по дороге с работы (а это три остановки пешком) поймала себя на том, что из десяти человек, которые со мной поздоровалось, семерых я не знаю! Тут и подумала - «куда ж это я поеду?». И еще момент был - поздно вечером приятель покупал у цветочницы - дамы средних лет - розочку для Вашей покорной слуги. И тут дама говорит - «ой, я вас знаю, вы... девушка с бородой, я вас по телевизору видела!», Вот тут-то я себя Земфирой и почувствовала (смеется)!

СТИЛЬ: Варя, у тебя были кумиры в детстве? Я имею в виду музыку. А может и сейчас есть?
ВС.: Для меня этот вопрос очень абстрактный. Кумир - это кто? Тот, чья музыка тебе нравится? Если ты об этом, то я, наверное, как-то остановилась во времени, «застряла» в 70-х. Ситуативно нравится то или другое. Немножко блюза, немножко джаза, и «тяжеляк», и качественная иностранная попса - в том числе.

СТИЛЬ; Ты в курсе, что тебя сравнивают с Дженис Джоплин?
ВС.: Да... Я по этому поводу шучу, но шутку произносить не буду (смеется). Бог его знает, кто у меня кумиры. Может у меня вкус дурной, но мне нравится Мадонна. То, что она сама себя сделала - и швец, и жнец, я на дуде игрец. Восхищаюсь людьми, которые сами себя сделали. Из наших - люблю, например, Настю Полеву, я бы с удовольствием делала в музыке то, что делает она. Кстати, Земфира мне стала нравиться. Последний ее альбом меня впечатлил. Когда она только появилась, и я еще не знала, как она вы глядит, была уверена, что это какая-то тетенька в годах, и вся такая «гламурненькая», ну, что-то типа «Колибри».

СТИЛЬ: Как ты относишься в проблеме - женщина и рок-н-ролл (рок)?
ВС.: Очень длинная дискуссия на тему мужского и женского вообще. Меня воспитывали в том духе, что женщины и мужчины равны, им в полной мере дано все. И если женщина чего-то хочет, то в принципе, она это может. Почему нет? В силу особенностей своей личной жизни, я вообще в последнее время ловлю себя на феминистских мыслях (улыбается). Но это все скорее о правах, чем о возможностях. С другой стороны, не буду отрицать очевидного - мужчины и женщины - существа с разных планет, и, понятное дело, есть сугубо мужское и исключительно женское. Конечно, женщине лучше не работать на тракторе и не быть космонавтом, но в музыке-то? Я проблемы не вижу. Почему женщина может что-то не мочь?

СТИЛЬ: Какие у тебя отношения складываются с новосибирской музыкальной тусовкой?
ВС.: Хорошие отношения. Начинала я петь в группе «Сакрабанда» (улыбается), но с музыкальным народом познакомилась позже, уже будучи в «Женщине с Бородой». Кто-то стал друзьями, кто-то остался просто хорошим знакомым. Нормально. На сборных концертах, в основном, встречаемся и общаемся.

СТИЛЬ: Как ты считаешь, рок может быть коммерчески ориентированным и оставаться тем, чем он и является - осмысленным творчеством?
ВС.: В принципе, когда все начиналось, это был протест. Все было нельзя, поэтому играть рок было само по себе подвигом. Мощная штука. Сейчас время несколько другое, протестовать особо не против чего, политический контекст не такой острый. Соответственно, рок в большей степени становится именно музыкой, и как следствие - коммерциализируется. Да ради Бога! Вот Бон-джови, например, хороший такой, правильный рокопопс. Красиво, почему нет? Но, слава Богу, есть и некоммерческие проекты. «Женщины с бородой» это касается в первую очередь. Конечно, если нас вдруг в Москву позовут поиграть - с удовольствием поедем! Но самоцелью это все-таки не является, и уж, конечно, на «продукт» не влияет. Мы некоммерческие напрочь. Всю дорогу играем для себя.

СТИЛЬ: Что для тебя первично в музыке - техническая сторона или содержание?
ВС.: Однозначно содержание. Пример из жизни: приходит как-то Борода и говорит: «Ребята, а я тут отказался от гастролей в Великобритании...». Мы, конечно, чуть с ума не сошли. От огорчения. Пока не дошло, (с помощью Бороды, конечно) что англоязычной публике только и останется, что голос слушать. Поскольку вещи ориентированы на тексты - соответственно аранжировки выстроены так, чтоб «не мешать» голосу. Так что.., не поехали мы в Англию... (вздыхает)
СТИЛЬ: Варя, твои песни, они о чем?
ВС.: Если очень глобально, то о любви. И о свободе. Две обязательные составляющие. Никуда от них не деться. Мои стихи - дневники, дневники состояний. Физическое ощущение - когда разрывает что-то изнутри, не можешь дышать, и надо как-то от этого избавиться, сублимировать, куда то это деть. Например, на бумагу - так легче. Думаю, по большому счету, все поют об одном и том же - о любви, о свободе и несвободе, об одиночестве... все это банально, но небанально на самом деле. У нас в группе пишут все, такая вот «группа конструктор», но мои вещи можно сразу отличить, они очень женские, я со сцены так и говорю - «а теперь бабская песня!» (смеется).

СТИЛЬ: Сколько сейчас всего песен у группы?
ВС.: Записанных штук ЗО, а всего примерно 50. Мы плодовиты. В принципе, концерта на три готовых вещей написано и даже записано - к сожалению, в качестве демо-записи. В студийном качестве (так чтоб не стыдно, скажем, было на радио отдать) записано несколько песен, а среди поклонников бродит «самопиратский» диск с двумя десятками вещей, большую часть которых записывали или с неплохих репетиций, или с живых концертов. А есть еще большая-пребольшая куча тем «в работе». Нас можно услышать на разных сборках, в Интернете кое-то лежит - в том числе на нашем сайте, и в локалках.

СТИЛЬ: Чего хочется в профессиональном отношении?
ВС.: У... Записать диск, нет, много дисков. И чтобы хорошо записать, вкусно.

СТИЛЬ: Что ты чувствуешь на сцене?
ВС.: На сцене чувствую себя хорошо (улыбается), а вот перед выходом - мандраж. Честно. Осталось на память от ранней юности, помню, как в первый раз на сцене («Женщины с Бородой», правда, еще и в помине не было) у меня отчетливо так тряслись коленки (смеется). Пугливая была девушка, ага. Только после рождения сына все изменилось, и началась другая жизнь. «Женщина с бородой» появилась, и начался «расколбас». Но все-таки перед сценой иногда накатывает. Мужики мои хихикают надо мной, мол, за столько лет не привыкла, «иди, говорят, покури-успокойся». А на сцене, когда начинаешь ощущать реакцию зала, ту самую «отдачу», о которой столько сказано-пересказано, мандраж кончается и начинается драйв... Это, конечно, не есть хорошо, но лично я о о о-очень зависима от реакции слушателей.

СТИЛЬ: Были концерты, на которых «нужной» реакции не было?
ВС.: Всего два раза, но они запомнились. И то, если честно, играли мы тогда «не в тех местах». Один концерт играли в клубе, в который люди пришли футбол смотреть. Мы, естественно, им мешали. Осадок остался, зато после этого концерта все шло как по маслу. Мы с Бородой придумали статистику - на один фиговый концерт приходится полгода отличных.

СТИЛЬ: Твои поклонники, они какие?
ВС.: Классные. Я не могу, когда кто-то стоит в углу, просто слушает, как в филармонии. Мои прыгают вместе со мной, поют, «колбасятся».

СТИЛЬ: Ты легкий человек?
ВС.: Со временем приходит осознание, что нет. Может быть, раньше была, когда была младше. Но с возрастом начинаешь себя узнавать, видеть какие-то новые, не всегда приятные вещи. Моя «бурная молодость» наступила позже, чем у нормальных людей, не в ...надцать-двадцать, а только после рождения сына, как это ни странно. В принципе, я с любым человеком всегда могла найти общий язык, а поскольку когда-то выучилась на психолога, мне стало еще проще. Только чем дальше в лес, тем меньше хочется манипулировать... Это просто, поверьте. Но мне - неинтересно. Общаюсь, в силу работы, и музыки, и характера, много. А легкий я человек или нет - ну откуда я знаю? Не мне судить. Ругаться вот люблю, отношения выяснять... Так что не легкий, нет, наверное, скорее контактный.

СТИЛЬ: Как ты думаешь, что в твоем характере тебе мешает в жизни?
ВС.: Как говорит моя подруга... да и собственно, все, кому не лень, мужчины любят слабых женщин. А во мне, наверное, много такого всякого, чего в слабой женщине быть не может. Вот, например, если мне чего-то очень надо, я могу быть весьма настойчива. В музыке тоже бывает, если не нравится, петь не буду... Тоталитаризм такой во взглядах. А чем делаюсь старше, тем больше вижу в себе всякой бяки. Гнева, к примеру. И ревности. Эх, была бы возможность, поменялась бы с кем-нибудь на что-нибудь полезное (никому, кстати, ревность не нужна? отдам в надежные руки!) ...А вообще я хорошая (смеется).

СТИЛЬ: Варь, ты поешь о любви... Твое отношение к этому чувству менялось со временем?
ВС.: Знаешь, в этом смысле, я остановилась в развитии (улыбается). Понятно, что вот это начальное состояние влюбленности, или, скажем, африканскую страсть что-то должно со временем сменить - а вот хочется, чтоб оно было всегда, и все тут! Всю дорогу! Есть такие духи !
I love Love. Запах не мой, а название вполне мое. Еще у Франсуазы Саган было что то вроде: «я любила любовь и все, что с ней связано». Так что со мной все просто: для меня любовь - наркотик. Любовь дает мне силы, вдохновение и время, чтобы делать сто тысяч дел одновременно.

СТИЛЬ: Ты влюбчивая?
ВС.: Очень. Каждый раз говорю себе - «ну, все, это в последний раз, все». И тем не менее, встреваю опять. Я три раза была замужем и все три счастливо. Есть мнение, что если ты певица, артистка, поэт и т. д., то в личной жизни счастья тебе не видать, да и не надо, вроде как от творчества отвлекать будет. Быт, семейные обязанности, от них никуда не деться. Очень надеюсь, что это не так, по крайней мере, мне до сих пор удавалось совмещать.

СТИЛЬ: Ты разочаровывалась в любви?
ВС.: Разочароваться в любви и разочароваться в человеке это разные вещи. Некоторое разочарование имеет место быть, но надежда остается. Каждый раз, после очередной маленькой трагедии думаешь - «ну, сколько можно?! я? на эту швабру? да никогда больше!..», но это не работает. Думаю, есть любовь, просто кому-то везет больше, кому-то меньше. У меня пока то, что должно быть на всю жизнь, не сложилось. Замечательные мои бывшие мужья говорят: «Не переживай, ты просто еще не встретила того самого человека».

СТИЛЬ: Как относишься к модным сейчас разговорам про судьбу, ее знаки и т. п.?
ВС.: Отношусь. К знакам присматриваюсь-прислушиваюсь. Было даже время, когда я тесно общалась с людьми, которые Бога искали, жили в лесу вне всякой цивилизации. Мы до сих пор дружим, и с теплом это время вспоминаем. Кстати, не все из них смогли адаптироваться, привыкнуть к современной безумной жизни, и в социум не вернулись, так и живут в скитах. Я, конечно, не фаталистка, но верю в некие закономерности. Примерный расклад такой: судьба и свободная воля - фифти-фифти. Но вот что точно могу сказать - что Шанс - родственник Случая (улыбается).

СТИЛЬ: Приведи пример из своей жизни?
ВС.: Случилась тогда первая в моей жизни качественная настоящая депрессия. В этом состоянии я абсолютно ничего не могу, не могу ни с кем общаться, ничего не вижу, не слышу, не живу, короче. С людьми быть никакой возможности нет, кажешься себе неловкой, тупой, в общем, лучше, как говорится, со всех радаров исчезнуть. Вот, так я примерно себя чувствовала тогда на Сахалине, где был в те поры у меня единственный друг, к которому я отправилась чай пить с тортом. День рождения (мой), все-таки. Всю дорогу (месяца З это продолжалось) друг пытался меня «лечить», но с кем бы то ни было знакомиться я отказывалась по вышеуказанным причинам. Ну вот, прихожу, а там, что называется, «сюрпрааайз!», как в американских фильмах - полна горница людей, праздничный обед, вино, гитара. Друг мой, зараза, по-тихому созвал весь этот народ - мол, девка совсем погибает. Мне дали в руки гитару, велели спеть. И я с перепугу «грянула». У них лица вытянулись, я помню. Как только я допела, они вскочили и говорят - «все, завтра начинаем репетировать». И депрессия кончилась, и началась жизнь в рок-н-ролле. Началась моя самая первая, сахалинская группа с незатейливым таким названием «Варя». Честное слово, это не я придумала! Привет Земфире (смеется). Разве это не судьба?
СТИЛЬ: В людях что тебе дороже всего?
ВС.: Доброта, и как следствие - благородство. Я на это сразу «западаю». И на совпадения.

СТИЛЬ: А поподробнее?
ВС.: В нежном возрасте совпадения были основным критерием выбора друзей. Одну музыку слушали, одни книги читали - все, друг до гроба. Сейчас все не так брутально, конечно, но те, с кем во многом совпадаешь, обязательно «наступают тебе на сердце». Совпадения, по-прежнему, для меня способ найти близкого человека, и как говорит моя подруга, совпадения еще ни о чем не говорят, но настораживают.

СТИЛЬ: Тебе мечтать свойственно?
ВС: Всем свойственно. Хотя нет, не всем... Да, да, я мечтаю. Вот были бы деньги!.. (смеется).

СТИЛЬ: И что тогда?
ВС.: Я бы купила мотоцикл, завела бы собственный клубец с живой музыкой, потом наверное, сложными детками бы занялась...
Была еще такая сугубо мещанская мечта... вишневый сад, а лучше яблоневый, веранда с круглым столом и керосиновой (непременно!) лампой, чтобы чай пить вечером, здоровенный дом, полный детей, друзей, гостей, черт знает кого. А в саду, знаете ли, гамак, и плетеные кресла, чтоб в длинном платье за кофеем сиживать...

СТИЛЬ: Ты сказала о платье?
ВС.: Понимаю, звучит странно. Меня привыкли видеть в джинсах и всяких фенечках - я же рок-звезда (смеется). Но иногда - я хоть с Бородой, но женщина! - так хочется платье длинное, в пол... Как-то раз я на концерт в платье приперлась, и мне тогда строго так сказали - «на сцене ты должна быть в джинсах и в своих побрякушках».

СТИЛЬ: Ты любишь носить украшения?
ВС.: Да. Последнее время все больше люблю серебро. Бубенчики всякие, сережки длинные.
Это такой уже, скажем, старый рок-н-рольный стиль - серебряные кольца в ушах (в четырех отверстиях в мочке уха можно, кстати носить б колечек (смеется)), серебряные перстни, всякие браслетики - на смену бисерным фенькам из хипповской юности. Без всего этого, кстати, на сцене чувствую себя некомфортно. Видимо, феньки стали оберегами. Сейчас ношу любимые длинные серьги из сахалинского янтаря. Их сделал специально для меня близкий мне человек.

СТИЛЬ: Как ты думаешь, почему творческие люди не любят носить золотые украшения?
ВС.: Да, я заметила. Наверное, потому что золото ассоциируется не столько с аристократичностью, сколько с вульгарностью... золото, оно вычурно и претенциозно. А серебро - мистический «светлый» металл. Серебро - альтернатива золоту.

СТИЛЬ: Идеальный подарок для тебя?
ВС.: Материальный? Да все то же серебро. Нематериальный ... У Янки есть строчка - «как же сделать, чтоб всем было хорошо» - или у Стругацких «всем всего и пусть никто не уйдет обиженный».

СТИЛЬ: Что подарила бы всем окружающим тебя людям - родным, друзьям, поклонникам?
В.С.: Сказку. Праздник. Все в шариках, ленточках... Если бы я могла - подарила бы счастье.                            Наталья Пенькова

      

 

Подпись: НАЗАД





 

Rambler's Top100 Rambler's Top100